В целях совершенствования государственного правового регулирования лотерейной деятельности и недопущения использования фиктивных лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 28.12.20013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 30.01.2014 г.
Согласно закону до 01.07.2014 г. в Российской Федерации прекращается проведение региональных государственных лотерей и стимулирующих лотерее, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей (п. 3 ст. 7 названного Федерального закона).
Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» дополнен новыми определениями, такими как «лотерейная квитанция», «лотерейный терминал», «лотерейная программа», «центр обработки лотерейной информации», «электронный лотерейный билет», а также положением о возможности проведения в Российской Федерации только международной лотереи и всероссийской государственной лотереи.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и юридические лица из числа организаторов лотереи исключены. Юридические лица могут быть лишь операторами лотереи в случае заключения контракта на ее проведение с организатором лотереи- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Установлено, что договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанцией, либо электронным лотерейным билетом. Обязательно присутствие на них лотерейной комбинации , нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участников лотереи. Исключена ранее существовавшая возможность заключения договора при проведении лотереи путем выдачи «иного документа» или «иным способом».
Введены ограничения в отношении мест распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов. Так, лотерейные билеты не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации. Также, отмечено, что лотерейные термины не должны содержать скрытых (недекларированных) возможностей, информационных массивов, узлов или агрегатов, недоступных для проверки.
Кроме того, в новой редакции изложены положения ст. 1063 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы проведения лотерей, и статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства о лотереях.
Вместе с тем, с 1 июля 2014 года запрещается проводить любые стимулирующие, негосударственные, региональные государственные и муниципальные лотереи. Таким образом, будут сохранены исключительно всероссийские государственные и международные лотереи.
Вышеуказанные изменения федерального законодательства направлены на исключение возможности проведения азартных игр под видом лотерей.
Прокуратура г. Кушвы