Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен в разделе X Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 (далее – Правила).

Информирование исполнителя об имеющихся претензиях

Каждый исполнитель коммунальных услуг обязан информировать потребителя о наличии аварийно-диспетчерской службы, её контактных телефонах и адресах. Такая службы должна, во-первых, информировать потребителя о причинах непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества, во-вторых, принять меры к устранению аварийных ситуаций. Таким образом, первым шагом потребителя на пути восстановления своего нарушенного права, является сообщение о возникшей ситуации, причём сотрудник, принявший информацию, обязан сообщить сведения о себе (фамилию, имя и отчество) и номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, а также время его регистрации.

Потребитель может обратиться также письменно. Здесь следует знать, что каждый исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Ответ на жалобу потребителя направляется в течение 3 рабочих дней, если только это не та ситуация, которая требует незамедлительного реагирования.

Установление факта некачественной коммунальной услуги

Получив вашу претензию, исполнитель обязан установить факт того, что услуга действительно некачественна. Правила о предоставлении коммунальных услуг об этом четко прописывают. На практике такие случаи скорее являются исключением из правил: либо исполнитель устраняет нарушение, либо не реагирует вообще. Что делать в таком случае?

Факт этот придется устанавливать вам самим. Это может быть обращение в соответствующие уполномоченные надзорные органы, либо проведение экспертизы за свой счет с последующим возмещением её стоимости в случае, если факт будет подтвержден. Предупреждаем, что уведомить исполнителя о проведении экспертизы (замеров) вы все-таки должны, в противном случае, в судебном порядке будет проводиться повторная экспертиза.

Составление акта

Составление акта, который зафиксирует услугу ненадлежащего качества, является обязательным элементом восстановления вашего нарушенного права. Причем, акт составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки, такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

В случае если исполнитель не провел проверку по вашему обращению или в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, вы вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, избранного в порядке, предусмотренном ст. 161.1 Жилищного Кодекса РФ, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен – обращаемся к исполнителю с требованием изменения размера платы за коммунальные услуги.

Старший помощник прокурора г. Кушвы
А.Ф. Паршуков