Принят закон, регулирующий поведение коллекторов при общении с должниками

3 июля 2016 года принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” и вступил в силу (за исключением отдельных положений).

Законом устанавливаются правила совершения действий, направленных на возврат долгов, устанавливаются допустимые способы и ограничения взаимодействия с должником.

Так, при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (коллектор), обязаны действовать добросовестно и разумно (ч. 1 ст. 6 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона не допускается осуществление действий, связанных в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение.

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Согласно ч.ч. 4, 5 Закона к взаимодействию с должником не допускается привлечение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности; лиц, находящихся за пределами территории РФ для взаимодействия с должником на территории РФ; иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории РФ телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 данного Закона коллекторы не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

В случае если указанное согласие имеется, оно должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа. При этом должник в любое время вправе отозвать такое согласие, сообщив об этом лицу, которому оно дано.

По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

– в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

– посредством личных встреч более одного раза в неделю;

– посредством телефонных переговоров:

  • более одного раза в сутки;
  • более двух раз в неделю;
  • более восьми раз в месяц.

Ограничено взаимодействие посредством личных встреч – более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров – более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.

Если коллекторы стали непрерывно звонить Вам и предпринимать незаконные действия, необходимо:

  1. Связаться с банком (кредитно-финансовой организацией), перед которой у Вас имеется долг, и прояснить вопрос о возможной передаче или переуступке долга.
  2. Звонки коллекторов записывать на диктофон, при поступлении сообщений и угроз по электронной почте и иными способами связи фиксировать полученную информацию (скрин-шот, распечатка сообщения и пр.).
  3. В беседах с коллекторами выяснять их контактные данные, в какой организации они работают, где она находится, откуда им стали известны сведения о долге и Ваши личные данные. Кроме того, просить представить реквизиты компании для уплаты долга и копии договоров, по которым взыскивается задолженность (агентские договоры, договоры переуступки права требования долга и др.).
  4. Если Вам звонят в неустановленное время – взять у Вашего оператора связи детализацию телефонных звонков на Ваш номер.
  5. При обнаружении факта порчи Вашего имущества (входной двери, автомобиля и др.) вызвать сотрудника полиции и зафиксировать причиненный ущерб.
  6. При попытке проникновения коллекторов к Вам в жилище против Вашей воли, незамедлительно вызвать полицию.
  7. При совершении в отношении Вас любого из вышеупомянутых действий обратиться с заявлением, написанным в свободной форме, в компетентный орган:

– в органы полиции – при совершении преступления или неправомерных методах взыскания долга;

– в Банк России – при совершении незаконных действий сотрудниками банков или микрофинансовых организаций;

– в органы Роскомнадзора – при незаконном распространении Ваших персональных данных.

  1. В случае, если Ваше обращение ненадлежаще рассмотрено с точки зрения объективности, всесторонности и своевременности указанными органами, обратитесь в прокуратуру по месту своего жительства.

 

Прокуратура г. Кушвы