Разъяснение требований жилищного законодательства, регламентирующего порядок и организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.

Организация  работы жилищно-коммунального хозяйства, в значительной мере относится к сфере ведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Определяющее значение имеет своевременное принятие мер по предотвращению ухудшения состояния жилищного фонда, путём проведения  ремонтов многоквартирных домов.

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ  внесены изменения  в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на создание устойчивых механизмов  финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Для этих целей согласно п. 2  ст. 154 ЖК РФ  в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги  включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный  ремонт.

В силу  п. 8.2 ст. 13, п. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской  Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт  устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть  дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме могут принять  решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации  (п. 8.2 ст. 156 ЖК РФ).

Закон № 271-ФЗ дополнил Жилищный кодекс РФ разделом IX  «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Так, согласно ч.1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации  высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающей перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта, плановый год проведения капитального ремонта общего имущества.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений  в многоквартирном доме образуют фонд капитального ремонта.

Необходимо принять во внимание следующий момент. Поскольку новая система финансирования капитального ремонта является  долгосрочной, а по сути, постоянно действующей, то граждане, формирующие фонд капитального ремонта своего многоквартирного дома на счетах, не освобождаются от взносов на капитальный ремонт даже после проведения  таких работ в отношении их многоквартирного дома.

Обязанность  по уплате взносов  на капитальный ремонт возникает у собственников  помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев после официального опубликования  утверждённой региональной программы, в которую включен многоквартирный дом.

 В настоящее  время Правительством Свердловской области проводится работа по разработке нормативных правовых актов, предусматривающих минимальный размер взноса на капитальный ремонт дома, а также порядок  создания регионального оператора  и  региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, содержащей сведения о жилом  фонде, расположенном на территории субъекта (за исключением  аварийного жилья), очередность проведения  капитального ремонта общего имущества.

До момента опубликования указанных  нормативных правовых актов начисление платы за содержание жилья и капитальный ремонт многоквартирного жилого дома должно осуществляться организациями, обслуживающими жилой фонд  в  соответствии  со ставками, принятыми на общем собрании собственников помещений в доме или утверждёнными  органами местного самоуправления.

Помощник прокурора г.Кушвы

юрист 3 класса   Г.Л. Трясин