Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Значимым этапом развития прокуратуры стало принятие 17 января 1992 Федерального закона № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” и закрепление ее конституционно-правового статуса 12 декабря 1993 в Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Правовому статусу прокуратуры в Конституции Российской Федерации выделена отдельная статья 129 в главе «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 по инициативе Президента Российской Федерации, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 в Конституцию Российской Федерации внесены изменения, которые затронули и статью 129.

Конституционно закреплены основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования, предъявляемые к прокурорам, о гражданстве, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

 Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Прокуратура города Кушвы