О вступлении в силу нового Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (сокращенно КАС). Данный Кодекс регламентирует порядок рассмотрения в судах жалоб на госорганы, в том числе высшее руководство страны. Причем через год такие иски можно будет подавать через интернет.

Кодекс регулирует рассмотрение в судах административных дел: об оспаривании нормативных правовых актов, решений и бездействия госорганов, защите избирательных прав и о компенсации за судебную волокиту.

Административное судопроизводство включает также дела о ликвидации политических партий, религиозных и других некоммерческих организаций и СМИ, о принудительной психиатрической госпитализации и ряд других.

Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя. Как уже сказано, имеющего высшее юридическое образование

Сторона, проигравшая в административном  суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

Закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном КАС.

Новым кодексом расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел. Установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением. Ранее в гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации такого права закреплено не было.

Например, граждане вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. При этом, основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

  1. многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия);
  2. однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  3. наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  4. использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Коллективные административные дела рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд присоединилось не менее 20 лиц. Присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов.

Важно отметить, что Кодекс административного судопроизводства не регулирует правоотношения в сфере административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель прокурора г. Кушвы

советник юстиции Е.А. Ступина