Действующее законодательство исходит из того, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.
Согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Таким образом, Семейным кодексом РФ выделено 4 формы устройства детей-сирот в семью:
- усыновление (удочерение);
- опека (попечительство);
- приемная семья;
- патронатная семья (в случаях установленных законодательством субъекта РФ).
При любой форме устройства ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Семейным кодексом РФ является усыновление.
По данным Министерства социальной политики Свердловской области по состоянию на 01.10.2012 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неустроенных на семейные формы воспитания составляет 4 701 человек, а усыновлено 224 ребенка, передано под опеку (попечительство) – 1128 детей, передано в приемную семью – 951 ребенок.
Низкое количество усыновлений связано, в том числе, с незнанием процедуры усыновления.
Порядок и условия усыновления определяются Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275.
Согласно указанным Правилам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:
– умерли;
– неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
– признаны судом недееспособными;
– лишены судом родительских прав;
– дали в установленном порядке согласие на усыновление;
– по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти психолого-педагогической и правовой подготовку по программе в порядке, который утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5) медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка;
6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
7) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка;
8) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами.
Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 календарных дней со дня получения указанных документов, составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.
На основании документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня проведения указанного обследования готовит заключение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители.
После постановки на учет орган опеки и попечительства представляет им информацию о детях, которые могут быть усыновлены и выдает направление для посещения ребенка.
Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители в суд по месту жительства ребенка.
Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда.
При этом, на органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и в случае выявления фактов уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей усыновление может быть отменено в судебном порядке.
Помощник прокурора г. Кушвы
Мартынова Е.Е.