Разъяснение законодательства о порядке усыновления (удочерения), установления опеки.

Действующее законодательство исходит из того, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

Согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Таким образом, Семейным кодексом РФ выделено 4 формы устройства детей-сирот в семью:

  1. усыновление (удочерение);
  2. опека (попечительство);
  3. приемная семья;
  4. патронатная семья (в случаях установленных законодательством субъекта РФ).

 При любой форме устройства ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Семейным кодексом РФ является усыновление.

По данным Министерства социальной политики Свердловской области по состоянию на 01.10.2012 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неустроенных на семейные формы воспитания составляет 4 701 человек, а усыновлено 224 ребенка, передано под опеку (попечительство) – 1128 детей, передано в приемную семью – 951 ребенок.

Низкое количество усыновлений связано, в том числе, с незнанием процедуры усыновления.

Порядок и условия усыновления определяются Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275.

Согласно указанным Правилам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

– умерли;

– неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

– признаны судом недееспособными;

– лишены судом родительских прав;

– дали в установленном порядке согласие на усыновление;

– по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти психолого-педагогической и правовой подготовку по программе в порядке, который утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

1) краткая автобиография;

2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

5) медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка;

6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

7) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка;

8) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 календарных дней со дня получения указанных документов,  составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня проведения указанного обследования готовит заключение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители.

После постановки на учет орган опеки и попечительства представляет им информацию о детях, которые могут быть усыновлены и выдает направление для посещения ребенка.

Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители в суд по месту жительства ребенка.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда.

При этом, на органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и  в случае выявления фактов уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей усыновление может быть отменено в судебном порядке.

Помощник прокурора г. Кушвы

Мартынова Е.Е.