Разъяснение законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации, в статье 33 закреплено право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, так и направляя индивидуальные и коллективные обращения.  Данное право является важнейшим средством осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм участия граждан в управлении делами государства и местного самоуправления, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ закреплен  порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

В соответствии  со  ст. 5 названного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов,  уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Письменное обращение, в том  числе и направленное в виде электронного документа должно  соответствовать  определённым требованиям, а именно:

 Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица,
  • свои фамилию, имя, отчество,
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, если обращение направлено  в электронной форме, то  адрес электронной почты;
  • излагает суть предложения, заявления или жалобы,
  • ставит личную подпись и дату.

 В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

 Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию того органа, в чей адрес оно  было  направлено, в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 При этом, гражданин, направивший обращение уведомляется о переадресации обращения.

В соответствии со  ст. 10 Закона № 59-ФЗ, по результатам рассмотрения обращения, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо  дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

 Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель  органа,  на рассмотрении  в котором находится обращение вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Прокуратура Российской Федерации  осуществляет надзор и контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами  местного  самоуправления, их  должностными лицами. За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена  административная ответственность  по  ст. 5.59 КоАП РФ. Штраф составляет от 5 до  10  тыс. руб.

Старший помощник прокурора г. Кушвы

юрист  2 класса  Мельниченко Т.В.