Регистрация граждан по месту проживания.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документы, указанные в Правилах регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. К таким документам относятся:

1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

2) документ, являющийся в соответствии с ЖК РФ основанием для вселения в жилое помещение или его заверенную копию. Например, договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ;

3) иной документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении, т.к. согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Часть 2 ст. 54 СК РФ предусматривает право каждого ребенка на совместное проживание со своими родителями;

4) заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (п. 26.1 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288);

5) листок убытия с прежнего места жительства.

Листок убытия с прежнего места жительства является документом, на основании которого регистрирующие органы определяют срок снятия гражданина с регистрационного учета. Органы ФМС, получив указанные выше документы, обязаны зарегистрировать гражданина по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган ФМС предусмотренных учетных документов, являются:

1) должностные лица, осуществляющие в соответствии с ЖК РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, жилищного фонда субъектов РФ, муниципального жилищного фонда;

2) собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;

3) уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

4) уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, домах отдыха, пансионатах, медицинских организациях, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Следует отметить, что органы ФМС, а также должностные лица паспортных столов, осуществляющие первичный прием документов на регистрацию, не вправе требовать от граждан иных документов, кроме тех, которые перечислены. При этом необходимо обратить внимание на формулировку, согласно которой для регистрации гражданин предоставляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина. Пунктом 5 Правил регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, определены документы, удостоверяющие личность граждан, необходимые для регистрационного учета.

Гражданин может не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в таком документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В этом случае органы ФМС самостоятельно запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию и производят регистрацию гражданина по месту жительства. Регистрация оформляется чуть дольше, но не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность.

Кроме того, заявление, иные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в органы ФМС с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Органы ФМС обязаны зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов, в том числе в электронной форме.

 

Прокуратура г. Кушвы